понедельник, 13 июля 2015 г.

Social dominance orientation

 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте
  

  Social dominance orientation
  
 
 

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Как люди относятся к окружающему их миру? Доверяют ли они ему? Опасаются ли они его? Предпочитают конкуренцию или кооперацию? В сегодняшних условиях нестабильного и постоянно меняющегося мира эти вопросы становятся все более актуальными. А в современной психологической науке существуют различные теоретические подходы к изучению данных проблем.

Одна из психологических особенностей личности - ориентация на социальное доминирование - стала предметом проведенного "Гласом Рунета" (VoxRu.Net) в июне 2015 года социально-психологического исследования.

Термин "ориентация на социальное доминирование" (английский вариант этого термина звучит как "Social dominance orientation") был впервые введен в психологическую науку исследователями Ф.Пратто и Дж.Сиданиусом. Они являются авторами теории социального доминирования. Основная идея этой теории заключается в том, что в ходе развития человеческого общества естественным процессом стало расслоение на определенные группы и классы. Эти классы и группы имели разные возможности, права, обязанности. Возникли группы, которые обеспечивали защиту и благополучие других групп, за счет собственной власти. В ходе дальнейшего развития человечества, необходимость в доминировании становилась все меньше и меньше, но сама по себе поддерживалась различными социальными мифами, которые оправдывали необходимость такого неравенства. Она и получила название "ориентация на социальное доминирование". Люди, которые верят в такую необходимость, считают, что вполне нормально и естественно, когда они группы имеют больше возможностей и прав, чем другие. А группы "более низкого статуса" должны понимать, что у них меньше возможностей, прав и не претендовать на более высокий статус.

Чтобы изучить, насколько у людей выражена ориентация на социальное доминирование, психологи используют специальный тест, который был предложен авторами теории: Ф.Пратто и Дж.Сиданиусом. Тестируемым предлагается отметить степень согласия с каждым из 16 утверждений используя стандартную 7-бальную шкалу Лайкерта (от "Абсолютно не согласен(-на)" до "Абсолютно согласен(-на)"). Суммарный балл индивидуального теста, близкий к максимальному (max=112), показывает абсолютное стремление человека к социальному доминированию, а близкий к минимальному (min=16), характеризует отсутствие таких тенденций в поведении человека.

В проведенном нами онлайн тестировании приняли участие 1125 человек, представляющих активную (недельную) аудиторию Рунета. Среди них 601 мужчина и 524 женщины в возрасте от 15 до 80 лет (среднее значение возраста респондента - 46,42 года, стандартное отклонение - 12,47 лет).

  Суммарный балл индивидуального теста на отношение к социальному доминированию                                                                     (Доля в % от числа опрошенных)  - Высокая склонность к социальному доминированию (81-112 баллов)                1%  - Средняя склонность к социальному доминированию (48-80 баллов)                61%  - Низкая склонность к социальному доминированию (16-47 баллов)                 38%

Особенность теста заключается в том, что одна часть вопросов направлена на изучение "позитивного" отношения к социальному доминированию (например, утверждение "Каждый народ должен "знать свое место" в человеческом обществе), а другая часть вопросов, напротив, изучает "негативное" отношение к социальному доминированию (например, утверждение "Все народы должны обладать равными возможностями").

Согласно проведенным расчетам методика теста показывает достаточно высокий уровень надежности. Среднее значение по шкале "позитивного" отношения к социальному доминированию составляет 3,4 (при стандартном отклонении 1,6), а по шкале "негативного" отношения к социальному доминированию 2,4 (при стандартном отклонении 1,2).

Как видно из полученных результатов, большинство респондентов склонны скорее положительно оценивать ориентацию на социальное доминирование. При том, что равенство между народами и создание равных возможностей для их развития принимается большинством (от 78% до 88% по соответствующим шкалам) респондентов декларативно, как общественный идеал, многие респонденты считают, что существуют народы-лидеры (50%), которым для достижения превосходства, иногда необходимо делать то, что не нравится другим народам (29%), включая применение силы (26%). Часть респондентов полагает, что в человеческом обществе было бы меньше проблем, если бы некоторые народы "знали свое место" (от 29% до 34%), и допускает применение к ним разных методов "принуждения к порядку" (47%).

Похожие результаты были получены и в зарубежных исследованиях, где также применялась эта методика. Полученные результаты обусловлены, с одной стороны, сложившейся политико-психологической ситуацией, а с другой стороны, являются результатом особого дискурса понятия "доминирования". Данные результаты требуют дополнительного теоретического осмысления и, конечно же, поиска связей с другими психологическими особенностями. Однако, уже сейчас можно говорить, что на выборке русскоязычных интернет-пользователей были получены первые результаты по изучению такой психологической особенности личности как ориентация на социальное доминирование.

НОВЫЙ ОПРОС: "Сбережения и накопления"

Чтобы принять участие в данном опросе Вам нужно пройти по следующей ссылке:

http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/survey.cgi?ac=10993

Если указанная ссылка не открывается, скопируйте ее в буфер обмена, вставьте в адресную строку браузера и нажмите ввод.


Вы получили это письмо, поскольку отметили в анкете подписчика, что хотите получать рекламные материалы и информацию от избранных партнеров Subscribe.Ru по одной из следующих тем:

  • Новости, аналитика
  • Интернет
  • Игры, лотереи
Вы можете в любой момент изменить выбранные Вами темы в анкете подписчика.

 
 
     В избранное
 
 
 
Подписан адрес: sebzar1.panas@blogger.com
Архив рассылки
Отписаться
Поддержка подписчиков
 
Внимание! Для вашего удобства ссылки в данном письме позволяют получить доступ в ваш аккаунт без ввода пароля. Не пересылайте это письмо другим людям и не вставляйте его текст в блоги, форумы и чаты.
 
Рассылка производится: Subscribe.Ru / АО "Интернет-Проекты" / О компании / Политика конфиденциальности

Комментариев нет:

Отправить комментарий